ХОЧУ РЕБЕНКА
 ДЛЯ МАМОЧЕК СЕМЬЯ РАСТЁТ

                                   
                                                                                                                   
                           

Кто скажет, что старая яблоня, пережившая много вёсен, не раз покрывшая свои плечи нежной шалью ароматных цветов, каждую осень дарившая людям щедрый урожай сочных яблок, уступает в красоте стройному молоденькому саженцу, не давшему ещё ни одного яблочка? Всему своё время.

 

И старая яблоня когда-то была юным тонким деревцем, но с каждой весной, отдавая свою дань природе, она становилась шире в плечах, ствол её терял прежнюю гладкость, становясь шершавым, ветви, как натруженые руки, покрывались узлами.

 

Но разве теперь не мила она нашему взгляду? Разве, присев в тени её ветвей, не восхитимся мы её зрелой красотой, подобной красоте женщины, вскормившей и вырастившей детей?

 

Весна и осень, лето и зима - неизбежная смена времён года. Обновление, увядание и вновь обновление - мудрые законы природы. Отдадим им дань, отдадим дань своей человеческой природе, своему телу, призванному цвести вновь и вновь без боязни состариться. Каждый младенец - весенний цвет матери; ребёнок, оставивший материнскую грудь - спелый плод. А потом снова цветение, и снова плоды.

 

Яна Зиниград

 

Учиться материнству

 

Любая женщина, ожидающая ребенка, надеется, что именно ее материнство будет счастливым. Оно будет счастливым вопреки рассказам мамы и соседки о бессонных ночах и пропавшем молоке, вопреки предостережениям врачей о многочисленных детских болезнях, вопреки взбалмошным и шумным детям родственницы. И у этой женщины есть основания ожидать счастливого материнства, потому что быть мамой – это естественно, а то, что естественно – легко, но при условии, что вы знаете и умеете это делать правильно.

 

Многие еще в детстве учились танцам. Танцевать для человека естественно, но вспомните, как вы начинали. Сначала преподаватель показывал вам, как должны двигаться именно ваши руки и ноги. Потом вы начали это делать сами, ваши первые движения были угловатыми, вы следили за руками, а ноги делали не то, что надо, поправили ноги, возникли проблемы со спиной. Но однажды вы слышите музыку и просто начинаете двигаться вслед за мелодией, не думая о руках, ногах, спине. Вы погружаетесь в музыку и начинаете получать удовольствие от танца, а тело само послушно и слаженно двигается так, как надо.

 

Материнство подобно танцу. Сначала вам надо узнать, как себя вести с малышом, потом необходимо, чтобы кто-то опытный показал, как именно вам действовать именно с вашим ребенком. А когда вы научитесь, то начнете получать от этого удовольствие. Только вот материнство куда более сложная материя, чем танец, вам надо гораздо больше знать и гораздо больше уметь, но и удовольствия вы в результате получите больше. Удовольствие от того, что ваш ребенок растет здоровым, спокойным, уверенным в себе и умеет ладить с окружающими. Удовольствие от того, как ловко вы умеете обращаться с ребенком, понимать его, как успешно вы умеете сочетать взращивание ребенка, быт, отношения с мужем и свои личные интересы.

 

Любой организм, особенно растущий, либо развивается в благоприятных условиях, либо тратит свои усилия на компенсацию неблагоприятного воздействия внешней среды. Задача мамы создать максимально благоприятные условия для своего ребенка, чтобы он смог успешно развиваться и реализовать свои задатки. А для того, чтобы мама смогла с легкостью справиться с поставленной задачей, ей нужно многому научиться, она должна обладать знаниями и навыками, которые позволят эти знания применить на практике.

 

К сожалению многие будущие мамочки возлагают надежды на инстинкты. Обычно можно услышать: «Как это учиться материнству? У меня кошку (собаку, хомячка) никто не учил, а с потомством все в порядке». Только эти женщины не задумываются о том, что данное сравнение не корректно. Мы – высокоразвитые существа, и для сравнения надо брать животных, которые живут долго, у которых большой головной мозг, которые живут группами и связаны сложными иерархическими связями, у которых долгое детство, потому что надо многое узнать, чтобы выжить самим, родить и вырастить жизнеспособное потомство. К таким животным относятся гориллы, шимпанзе, слоны, … И вот этим животным для выращивания потомства одних инстинктов не достаточно.

 

У National Geographic есть фильм о гориллах. Один из сюжетов рассказывает о самке гориллы, которую вырастили служители зоопарка. Она родила детеныша, но не пыталась приложить его к груди, не пыталась взять его правильно, только таскала малыша за ногу или за руку по клетке и охраняла. Вот в этом и проявляется материнский инстинкт у таких сложных животных, в том числе и у человека: охранять своего ребенка. Все. Ни за что другое инстинкт не отвечает. Дело кончилось печально, мать усыпили, детеныша забрали, чтобы его выращивали смотрители. В этом же фильме был сюжет об одном энтузиасте сохранения горилл как вида. Он считает, что горилла – общественное животное и их необходимо изучать, наблюдая, как они живут кланом, 15-30 особей. Он построил огромную клетку, где живет семья горилл, создал им необходимые условия, животные размножаются, но ему не приходится самому выращивать детенышей, с этим обезьяны прекрасно справляются. Потому что молодые самки учатся у опытных тому, как ухаживать за малышами.

 

Такой же механизм передачи материнского опыта природа предположила и для человека. Человек – общественное существо, его поведение самое сложное среди других животных, в результате материнское поведение тоже сложное и не заложено в инстинкты.

 

Материнское поведение начинает формироваться с момента рождения самой мамы.

Это и то, как ухаживали за ней в первые три года ее жизни. И тот опыт, который она приобрела, ухаживая за братишками и сестренками. Предполагается, что с 3 лет девочка постоянно общается с маленькими детьми.

В 8-9 лет девочка уже остается с подросшими малышами (старше 9 мес.), когда мама уходит из дома. Она в состоянии в течение нескольких часов нести ответственность за ребенка, может накормить его, высадить, уложить спать.

К моменту появления у молодой женщины собственных детей она уже обладает большинством необходимых знаний и умеет ловко обращаться с малышом. И когда у нее появляется первенец, опытной женщине, вырастившей не менее 4 собственных детей, остается только помочь молодой маме освоиться именно с этим ребенком. Подсказать и показать какие-то тонкости и нюансы.

Именно так передается и сохраняется культура материнства. К сожалению, среда, в которой передавался материнский опыт, постепенно исчезла. И современные матери нуждаются в целенаправленном обучении материнскому поведению.

 

Наш младенец рождается глубоко незрелым. Если сравнить соотношение размера мозга ребенка и мозга взрослого, и среднее соотношение мозга новорожденного и взрослого млекопитающего, то ребенок достигает показателя как у новорожденных млекопитающих только в 9 мес. Т.е. ребенок рождается на 9 мес. недоношенным. Это наша расплата за прямохождение, иначе женщина должна была бы иметь такие кости таза, которые не позволили бы ей ходить на двух ногах.

 

У новорожденного незрелая нервная система, его центры возбуждения развиты лучше, чем центры торможения. Поэтому необходимо, чтобы мама знала ритмы здорового малыша в зависимости от возраста и в соответствии с этими ритмами плавно подводила ребенка ко сну.

 

Новорожденный не умеет держать тепло, и куча одеял не решит проблему, ведь они сохраняют только то, тепло, которое есть. А малышу постоянно необходимо дополнительное тепло и ему надо, постоянно греться о маму.

 

И так со всеми системами: нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной…

 

Ребенок рождается беспомощным и абсолютно зависимым от матери. Он не может САМ подойти к матери и взять грудь, когда это ему необходимо, он не может САМ выбраться из кроватки и перебраться под бок к маме, где ему тепло, и он чувствует себя в безопасности. Поэтому он ждет, что мама знает о всех его нуждах, и умеет их правильно удовлетворить.


Из сказанного выше следует, что будущей маме надо знать не только о беременности и родах. Ей желательно получить как можно больше знаний о потребностях малыша, как они изменяются с возрастом и как их лучше удовлетворить. Еще во время беременности стоит найти опытную мать, которая кормила своих детей не менее 1,5 лет, довольна своим материнством, дети которой здоровы, спокойны и жизнерадостны и у которой вы могли бы поучиться.

 

Анна Вокина
Центр
«Культура материнства»
2007 г.

         Наши телефоны: 
      +7-913-923-7883

      +7-909-532-0006

          Наш e-mail:
       

              

Главная   |   Контакты   |   Карта сайта
© 2009 Центр Культура Материнства

 

              

AMCMSF
Работает на бесплатной Amiro CMS