Когда ребенок начинает понимать нельзя

О вреде слова «нельзя» или как правильно запрещать ребенку?

когда ребенок начинает понимать нельзя

2014-11-28

В этой статье я хотела бы поговорить на очень серьезную тему – стоит ли запрещать ребенку и если да, то как это делать? Ибо от того, как и в каких количествах вы будете говорить своему ребенку «нет» будет во многом зависеть ваша модель воспитания.

Прежде чем понять, что и в каком объеме вы собираетесь запрещать своему ребенку, задайте себе один вопрос: «Какого человека вы хотите вырастить? Свободного, способного самостоятельно принимать решения, или удобного для окружающих, закомплексованного, постоянно испытывающего чувство вины?»

Безусловно, человека второго типа удобнее воспитывать. Он меньше сопротивляется вашим требованиям, меньше выказывает свою волю, с меньшей вероятностью он влезет куда-то без вашего на то разрешения. Но! Наивно полагать, что детство пройдет, ребенок вылетит из под вашего крыла, и сразу изменится. Нет, такой человек всю жизнь так и будет бояться отстаивать свои интересы, он с трудом будет сам принимать решения, т.к. привык, что вы всегда говорили ему, что ему стоит делать, а что нет.

Итак, если вам больше нравится удобный ребенок, вы можете кричать ему «Нельзя!» к чему бы он ни прикоснулся, бить его по рукам без четкого объяснения причин, ну и все в таком духе. Ну а если вы все-таки хотите вырастить свободного и думающего человека нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что такому ребенку должно быть все дозволено, запреты обязательно должны быть. Но какие именно и в каких количествах? Об этом читайте в статье!

Слово «нельзя» ребенок начинает понимать где-то в возрасте 6-8 месяцев. И как раз в это время вам впервые приходится столкнуться с необходимостью что-то запретить ребенку. В это время малыш уже начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, его интересует все больше окружающих вещей, и тотально контролировать его действия, как это было раньше, у вас уже не получится. Начиная с этого возраста, хотите в этого или нет, вам придется иметь дело со словами с запретами.

Поэтому рассмотрим подробнее, как сказать ребенку «нет» и какие правила при этом нужно знать. Эти правила не теряют своей актуальности и в год, и в 2 года, и в 3

1. Запрещайте как можно реже!

Прежде, чем что-то запрещать ребенку, подумайте, а действительно ли это нельзя? Случится ли что-то страшное, если ребенок наступит в грязь или поднимет с земли выброшенный фантик? Ведь не так трудно постирать одежду ребенка или лишний раз протереть ему руки влажной салфеткой, стоят ли эти хлопоты того, чтобы запретить ребенку исследовать окружающий мир!

Под словом «нельзя» должны находиться только самые строгие запреты. Строгие запреты в основном могут быть связаны с вопросами безопасности (не совать пальцы в розетку), но могут быть связаны и с чем-то другим, например, с чем-то особенно ценным для вас.

Организуйте вашу семейную жизнь, так чтобы запрещать приходилось очень редко. Если ребенку еще нет 1-1,5 лет, просто уберите из зоны досягаемости ребенка все опасные и особо ценные предметы. Никакой бытовой химии и дорогой посуды в нижних шкафчиках, никаких острых предметов по близости, желательно, безопасные розетки. Так, чтобы вы точно знали, если ребенок будет передвигаться по комнате самостоятельно, ничего страшного не произойдет.

Если же ребенок уже постарше, то здесь задача будет потруднее. Нужно учиться идти на компромиссы со своим ребенком. Если ваше чадо хочет исследовать камешки и бумажные фантики – берите на прогулку влажные салфетки.

Хочет исследовать грязное ведро для мытья пола – налейте и поставьте рядом чистое ведерко специально для малыша. Используйте также ограничительные условия.

Например, на требование ребенка немедленно поиграть с ним не говорите «Нет», скажите «Я закончу свои дела через 15 минут, подожди, и мы с тобой поиграем» (только обязательно исполните свое обещание).

Почаще вместо «Что ты делаешь? Нельзя!» задавайте вопрос «Что ты хочешь?». По своей дочери я убедилась, что этот вопрос очень действенный.

Стоит только его задать в ответ на капризы дочери, она сразу как бы приостанавливается и задумывается («И чего я в самом деле хочу?») Считаю, что этот вопрос очень хорошо помогает ребенку лучше понять себя.

Этим вопросом вы завязываете с ребенком спокойную беседу, в которой потихоньку начинаете объяснять причину ограничений, рассказываете, что всем нам приходится согласовывать свои действия с желаниями окружающих.

Помните, чем реже вы будете говорить «Нет! Нельзя!», тем больше ребенок будет прислушиваться к этим словам.

2. Позиция родителей относительно запретов должна быть одинаковой

Избегайте ситуации, когда «плохой» папа запрещает, а «добрая» мама разрешает, или наоборот. Поначалу это только сбивает ребенка с толку, но вскоре ему становится ясно, что ваш запрет не является непререкаемым, и прислушиваться к нему тоже необязательно.

3. Не отменяйте запрет только потому, что ребенок плачет или кричит

Конечно, это нелегко. Стоит только ребенку заплакать, хочется сразу все ему разрешить, лишь бы он только успокоился. Но если уж вы решили в чем-то отказать (а как я уже писала, нужно это делать обдуманно и не слишком часто), то стойте на своем до конца.

4. Выберите правильный тон

Некоторые родители, боясь показаться «плохим» папой или «злой» мамой, говорят «нельзя» заискивающим, извиняющимся тоном. Другие же наоборот кричат на ребенка истошным голосом. Конечно, оба эти варианта крайне неправильны.

Слова запрета нужно произносить четко, твердо и однозначно. Голос должен быть спокойный и, если того требуют обстоятельства, строгий. Желательно при этом смотреть ребенку в глаза.

Чтобы ребенок поверил вам и прислушался, вы должны сами себе поверить, не должно быть ни сомнения, ни истерики в ваших словах.

5. Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей

Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам.

Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться.

Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди. А это очень важно для счастливой жизни маленького человека.

Что запрещать?

Вам, как родителям, нужно сесть и подумать, что вашему ребенку будет категорически запрещено, что иногда можно разрешить, и что позволено всегда.

У нас, например, под строгим запретом в основном находятся ситуации, которые представляют опасность (никогда нельзя выходить на дорогу без родителей, нельзя играть с дверной ручкой в автомобиле во время езды), но и не только (нельзя драться).

Среди ограничений, которые могут иногда отменяться, у нас в основном режимные моменты (иногда можно лечь спать попозже или посмотреть мультики чуть больше отведенного времени). Всегда же разрешено дочке выбирать, во что мы будем играть, куда пойдем гулять и т.д.

Зачем же все-таки нужны запреты и правила?

Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты, родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.

Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра.

Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон.

Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.

Как справляться с негативной реакцией ребенка на запреты

Важно помнить, что в ответ на ваш запрет ребенок, скорее всего, заплачет или даже обидится. Отказывая малышу в чем-то, вы должны быть готовы к этим чувствам. Старайтесь не оставлять ребенка один на один со своей обидой. Если малыш еще совсем маленький (до 1-1,5 лет), то его, скорее всего, будет довольно легко отвлечь чем-то.

К году дети становятся более упрямыми и непослушными, отвлечь их уже не так просто. И здесь уже нужно учиться договариваться с ребенком. Во-первых, всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение.

«Не нужно драться! Это больно!», «Я не могу сейчас с тобой поиграть, я должна приготовить ужин, скоро придет папа». Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов.

А абстрактные призывы типа «Хорошие девочки так не делают!» останутся для ребенка пустым звуком.

Во-вторых, обязательно постарайтесь предложить ребенку такую же интересную альтернативу. С ребенком можно и нужно договариваться. Это поможет ему в дальнейшем. Став постарше, он всегда будет стремиться договариваться с окружающими. К тому же он будет понимать: в этом мире нет безвыходных ситуаций, всегда есть достойная альтернатива, стоит только немного подумать.

 Из личного опыта

В воспитании своей дочери я с самого начала решила минимизировать употребление слов «нет» и «нельзя». И, я считаю, именно благодаря этому примерно до 1 года 2 месяцев мы с Таисией практически не знали проблем в общении. В тех редких случаях, когда я что-то ей запрещала, она ко мне прислушивалась.

Крайне редко случалось, чтобы она возмущалась или устраивала небольшой скандал. Иногда даже было так: Тая протягивала руку к чему-то запретному и смотрела на меня вопросительным взглядом, на что я говорила ей «Нельзя, ты же знаешь», и она, убедившись в том, что ничего не изменилось, спокойно отступала.

Но в 1 год 2 месяца все поменялось. В этом возрасте дочь начала нам закатывать настоящие истерики с требованиями получить желаемое. Ее возмущение стало гораздо более ощутимо и долговременно, отвлечь ее стало практически невозможно.

Например, дочь почему-то стала наотрез отказываться сидеть в автокресле. Ничего не поделаешь, приходилось стоять на своем, объяснять, договариваться.

Зачастую приходилось какое-то время переждать море слез, и только потом объяснять и успокаивать, ибо в самые первые минуты после озвучивания ограничения, дочь просто не хотела ничего слышать.

Источник: https://jili-blog.ru/o-vrede-slova-nelzya-ili-kak-pravilno-zapreshyat-rebenku.html

Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок — Телеканал «О!»

когда ребенок начинает понимать нельзя

Пытаясь воздействовать на ребенка, мы часто говорим ему вещи, как нам кажется, безобидные. И в этом мы ошибаемся. Дети воспринимают их совсем иначе, и одно неосторожное слово, произнесенное нами «на автомате», может иметь очень неприятные последствия. Что и почему ваш ребенок не должен от вас слышать, рассказывает психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Обычно родитель — авторитет для ребенка. И все, что говорят мама или папа, особенно если они делают это регулярно, воспринимается ребенком серьезно. Есть просто убийственные фразы, которые программируют ребенка совсем не на то будущее, которое вы ему желаете.

«Что за телячьи нежности!»

Слышит ли ваш сын от вас что-то вроде этого: «Мальчики не плачут! Не реви, ты ведь не девчонка!», «Дай сдачи, ты же мальчик!», «Ну что это за телячьи нежности, ты же будущий мужчина!»? Говорите ли вы своей дочери, когда она пытается постоять за себя, что только мальчики пускают в ход кулаки? Или что она должна быть аккуратна именно потому, что родилась девочкой?

Эти, казалось бы, простые выражения, которые и мы в детстве слышали не раз, на самом деле опасны. Они воспроизводят гендерные стереотипы: что женщины всегда слабее, а быть слабым стыдно, что мужчина всегда должен отвечать агрессией на агрессию, что девочки рождаются со страстью к порядку, поэтому неаккуратные девочки — неправильные.

Эти стереотипы невольно закладывают в мальчиках основу для будущего агрессивного поведения и ощущения превосходства над девочками, а также запрещают выражать ласку и заботу. А девочки неосознанно начинают считать себя лучше мальчиков — которые, согласно этим стереотипам, неаккуратны и чересчур воинственны.

«Мал еще со мной спорить!»

К сожалению, для некоторых родителей постоянные фразы «Не твоего ума дело!», «Яйца курицу не учат», «Слушай меня, я лучше знаю», — обычный способ утверждения собственного авторитета. Какие это может иметь последствия? Самые неприятные.

Если ребенок слышит такие фразы постоянно, это сеет в нем привычку относиться пассивно к принятию важных решений. Позже ему очень тяжело будет стать хозяином своей жизни, он не учится отвечать за свои поступки. А как ему этому научиться, если родителям заранее известно, что ничего хорошего из него не получится? Зачем ему высказывать свое мнение, если оно заведомо неправильное, а родители всегда знают лучше? Есть ли смысл выражать свою точку зрения в принципе?

Когда мама или папа лучше знают, что надо надеть шапку, что пора есть, и неважно, голоден ли ребенок, это приводит к тому, что человек не учится слушать себя. Фокус его внимания будет направлен не на внутреннее состояние и чуткость к собственным потребностям, а к тому, что скажет значимая фигура. Сначала это родитель, потом партнер.

«Руки у тебя дырявые!»

Ребенок испачкался, пока рисовал, и ходил так весь день? Хотел помочь помыть посуду, а вместо этого разбил чашку? Приходилось ли вам в таких случаях в сердцах называть его бестолочью, безруким, говорить ему: «Не лезь, куда не просят!», «Вечно у тебя все из рук валится», «Как ты мне надоел, хожу и прибираю за тобой везде!»? Эти фразы так же губительны, как и все приведенные выше. Они закладывают в ребенке уверенность, что он не только неаккуратен, а еще и безнадежен. А если ему никогда не побороть свою неловкость, так стоит ли стараться?

«Не говори глупостей!»

Мой любимый прием из практики: задать вопрос родителям, каким они хотят видеть своего ребенка в 20−25 лет? Как им кажется, вырастут ли сын или дочь успешными, активными, самодостаточными и гармонично развитыми личностями, если постоянно слышат в свой адрес: «Не говори глупостей!», «Не суй нос не в свое дело!», «Да кто ты такой — свое мнение иметь?», «Какая же ты глупая!» и другие неприятные вещи?

Спросите себя: вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок вырос несамостоятельным и неуверенным человеком? Этот вопрос, как я могу судить из своего опыта, словно снимает шоры с глаз родителей. Они осознают, что брошенная в сердцах фраза нередко программирует ребенка на то, чтобы не быть ребенком.

Полезно помнить, что период детства дан нам для того, чтобы быть беззаботными, открытыми, бесстрашными. Детям свойственно прыгать, бегать, создавать шум и гам вокруг себя, лезть во все шкафы и уголки, громко кричать и смеяться.

Когда мы произносим: «Не шуми!», «Веди себя тише!», «Не скачи!», «Не мельтеши!», то запрещаем им быть собой, проявлять свою суть.

Мы как будто возражаем против того, чтобы они были активными, любознательными, жизнерадостными, живыми, в конце концов, то есть вели себя как обычные дети.

«Рот закрой!»

Дети очень любят своих родителей, они нуждаются в этой любви больше всего на свете, это их витальная потребность. И когда фразы такого плана становятся привычными, дети понимают их буквально, считывают следующее послание: «Чтобы получить мою любовь, надо быть тихим, послушным, удобным, никуда не лезть, понимать мои желания без слов, отказаться от своих потребностей и интересов».

Если мы отказываемся от части себя и своих естественных проявлений, мы не можем жить в полную силу. Часть нашей личности, которая не нравится родителям, словно «замораживается» в том возрасте, мы начинаем ее глушить, подавлять в себе. В результате этого она остается на том уровне развития, где мы от нее отказались. Ребенку проще пожертвовать нуждой в проявлении детской непосредственности и стать «удобным», чем потерять любовь родителя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как можно не хотеть детей

И со временем может сложиться так, что ребенок вырастет слишком спокойным внешне, но очень беспокойным внутри взрослым, который долго будет подавлять свой гнев, но в итоге выплеснет его неадекватно ситуации.

Наша задача как родителей — научить ребенка проявлять и выражать свои эмоции сообразно обстоятельствам. Допустим, в общественном месте говорить: «Посмотри, тут спит малыш. Он еще совсем маленький и не все понимает, он может испугаться громкого шума.

Говори чуть тише, а когда выйдем на улицу, ты сможешь покричать и побегать». Да, есть места, где шуметь неуместно, и важно это объяснять и обсуждать.

Тогда и ребенок постепенно учится обращать внимание и отзывчиво относиться к чужим потребностям в отдыхе, допустимости устать, просьбе учитывать состояние другого.

Как исправить ситуацию

Прислушайтесь к себе. Полезно задаться вопросами: «Почему я так говорю?», «Что означает эта фраза, какой в ней смысл?», «Так ли я думаю на самом деле?», «Действительно ли я хочу, чтобы было так?». Нередко бывает, что фразы произносятся автоматически, потому что так говорили в вашем детстве. И тогда есть выбор: винить семью, что так сложилось, или осознать свое желание прекратить, не передавать дальше этот негатив, а значит, приложить усилия, поработать над собой.

Замечайте хорошее. Чаще поощряйте положительные поступки и желательное поведение и реже фиксируйте внимание на промахах. «Да, это действительно нелегко. Неудачи расстраивают, даже злят. Я верю в тебя, у тебя обязательно все получится!», «Поначалу бывает сложно, не все выходит, но не зря народная мудрость гласит, что терпение и труд все перетрут», — вот что может слышать от вас ребенок вместо перечисленного выше.

Следите за собой. Если вы поймали себя на том, что уже начали говорить что-то плохое, остановитесь немедленно. Из-за сказанных сейчас слов вам впоследствии может быть стыдно. Научитесь приемам, которые помогут вам справляться с гневом.

Детская психика — это благодатная почва и для хорошего, и для плохого. Пропалывайте сорняки в этом саду, чтобы в нем расцветали только ароматные цветы!

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9542

12 фраз родителей, которые не самым лучшим образом отражаются на жизни ребенка

когда ребенок начинает понимать нельзя

Многие недооценивают силу слова, а ведь одной неосторожной фразой можно изменить всю жизнь человека. Особенно это касается детей, которые все впитывают в себя, как губка. И ученые подтверждают, что грубое отношение в детстве пагубно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии будущего взрослого человека. Из этой статьи вы узнаете, к каким последствиям может привести употребление самых распространенных родительских фраз.

AdMe.ru понимает, что прошлое изменить нельзя, но можно постараться не допускать ошибок предыдущего поколения.

1. «Все папе расскажу»

Что слышит ребенок: «Мы с папой — одна команда, и если я на тебя обиделась, то и он тоже».

Последствия: Малыш думает, что если папа безоговорочно поддерживает маму, а его версию произошедшего никто и слушать не хочет, то это значит, что они оба настроены против него. Так зарождаются чувства одиночества и недоверия, которые с возрастом будут только усиливаться.

Как лучше сделать: Дети, как правило, ведут себя лучше, когда папа дома, поскольку они считают его авторитетной фигурой. Но мамам проще довериться, поэтому важно показать ребенку, что вы владеете ситуацией и знаете, как с ней справиться. Если вам важно донести информацию до папы, поинтересуйтесь, готов ли ребенок сам ему все рассказать. Научите малыша признавать свои ошибки и делать это искренне.

2. «Твоего ничего нет, это мы все купили»

Что слышит ребенок: «Даже твой любимый медвежонок не принадлежит тебе, и в любой момент мы можем все забрать».

Последствия: В маленького ребенка вселяют ужас мысли, что все, к чему он привык (комната, одежда, игрушки), — не его. Любимые вещи становятся главным предметом шантажа, и именно после таких фраз дети начинают понимать, что материальное в этом мире важнее всего остального.

Как лучше сделать: Мелочи, которые кажутся взрослому человеку незначительными, очень важны для ребенка. Самый важный момент в воспитании — показать малышу, что его любят и никто не будет манипулировать его чувствами с помощью самого дорогого, что у него есть, даже если это просто плюшевый медведь.

3. «Ты меня в могилу сведешь»

Что слышит ребенок: «Если с родителями случится что-то плохое, то в этом будешь виноват ты».

Последствия: Некоторые родители убеждены, что ребенок должен быть благодарен им за подаренную ему жизнь, поэтому любое возражение рассматривается как личное оскробление. Таким образом постепенно взращивается чувство неполноценности.

Как лучше сделать: Для начала нужно понять, что ребенок — абсолютно отдельная личность, и главная цель родителей — воспитать хорошего человека, которого в какой-то момент нужно будет отпустить. Забудьте про фразы «Ты сводишь меня с ума», «Из-за тебя у меня болит голова», «Ты нас с отцом в могилу сведешь» и так далее. Вместо драматических спектаклей четко объясните суть ваших претензий к ребенку, если они действительно есть.

4. «Кто тебя такую замуж возьмет?»

Что слышит ребенок: «Ты никому не будешь нужна».

Последствия: Подобные «предсказания» бабушек и мам вызывают боязнь будущего и разуверение в собственных силах: раз самые близкие говорят, что ничего не получится, то так и будет. Подобный подход не поможет ребенку добиться успеха в жизни, и он даже не поймет, что, по мнению родителей, с ним было не так.

Как лучше сделать: Уделяйте больше внимания характеру ребенка, а не внешним атрибутам (которые сменятся еще много раз), не препятствуйте самовыражению. И самое важное — верьте в своего ребенка, даже если на данный момент его образ далек от того, который вам хотелось бы видеть.

5. «Я сам сделаю, ты еще маленький»

Что слышит ребенок: «Нет смысла стараться и пробовать, у тебя все равно ничего не получится» и «Тебе нельзя ничего доверить».

Последствия: Такой «заботой» вы сводите на нет рвение ребенка и отнимаете у него шанс научиться чему-то новому. Когда малыш вырастет, он не сможет быть самостоятельным, и единственное, в чем он будет уверен, так это в том, что он неудачник.

Как лучше сделать: Ребенку важно понимать, какую роль он играет в семье, и для здоровой самооценки необходимо, чтобы малыш мог заниматься тем, что у него хорошо получается. А для этого нужна практика, поэтому запаситесь терпением и придумайте задания, которые ребенок сможет выполнить самостоятельно. Если увидите, что у ребенка что-то не получается, не помогайте, а задайте наводящие вопросы, которые помогут ему справиться с заданием.

6. «Почему четверка, а не пятерка?»

Что слышит ребенок: «Ты не оправдываешь моих ожиданий. Если бы ты был хорошим, то обязательно получил бы пятерку».

Последствия: Взрослые быстро забывают, каково это — быть детьми, и искренне верят, что проблем у них нет и поводов для беспокойства тоже. Но дети испытывают стресс по многим причинам, поэтому не надо усугублять ситуацию. Не заражайте собственное чадо «синдромом отличника», который в будущем может привести к трагедии.

Как лучше сделать: Не забывайте интересоваться у ребенка, как прошел его день, и если вы заметили какие-то трудности, то направьте малыша в сторону их решения. А если вы видите, что ваш ребенок сдался, научите его видеть любую проблему в перспективе. Так можно уменьшить беспокойство, помочь обрести силу и желание попытаться решить задачу снова.

7. «Не хочешь по-хорошему?»

Что слышит ребенок: «Я сильнее, поэтому я всегда прав».

Последствия: Запугивание быстро перестает работать, если вы не воплощаете угрозы в жизнь.

А если дело дошло до рукоприкладства, не удивляйтесь, откуда у здорового с рождения ребенка в дальнейшем появляются проблемы со здоровьем: мигрень, артрит, боли в нижней части спины, астма, гипертония, хроническая усталость, депрессия и многое другое.

В ходе исследований была найдена непосредственная связь между негативным опытом из раннего детства и физическим состоянием взрослого человека.

Как лучше сделать: Доверительными отношениями и разговорами можно добиться гораздо большего, чем угрозами и ремнем.

8. «Меня не волнует, чего ты хочешь, а чего нет»

Что слышит ребенок: «Никому не интересны твои желания, как и ты сам».

Последствия: Чем большее давление оказывается на ребенка, тем сильнее ему хочется сопротивляться. В будущем могут ждать две крайности: либо безвольный человек с полным отсутствием собственного мнения, либо бунтарь, который будет все делать назло, пусть даже во вред самому себе.

Как лучше сделать: Всегда объясняйте ребенку свою позицию и почему вы хотите, чтобы было именно так. Компромисс с детьми вполне возможен, поэтому лучше выслушать друг друга и быть откровенным. Например, если ребенок хочет что-то дорогое, а у вас не хватает средств, то так и скажите: «Я знаю, что тебе очень хочется эту вещь, но пока мы не можем ее себе позволить. Зато можем купить вот это. Хочешь?»

9. «Не выдумывай»

Что слышит ребенок: «Мне нет дела до твоих проблем» и «Я тебе не верю».

Последствия: Отрицая страхи ребенка, вы не решаете проблему. Любые эмоции (даже если они вызваны фантазиями) реальны, а подобными словами вы учите скрывать истинные чувства и переживания. Из таких детей вырастают замкнутые и черствые взрослые. Детские страхи нельзя игнорировать.

Как лучше сказать: Разберитесь с самыми страшными монстрами вместе с малышом, дайте ему понять, что вы верите ему и всегда рядом. И перестаньте использовать частицу «не». Например, замените фразу «Не выдумывай, под кроватью никого нет» на «Давай вместе посмотрим, вот увидишь, там никого нет».

10. «Мне за тебя стыдно»

Что слышит ребенок: «Ты плохой».

Последствия: Когда хочется указать ребенку на его недостаток, то нелишним будет вспомнить, что он копирует поведение родителей. И помните: как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому можно догадаться, каким вырастет ребенок, постоянно слышащий в свой адрес слова «ленивый», «невоспитанный», «грязнуля», «жадина» и так далее.

Как лучше сказать: Демонстрируйте своим примером достойное поведение. Если вы здороваетесь с соседями, доносите обертки до урны и внимательны к окружающим, то и ребенок «унаследует» эти черты.

11. «Пока не поешь — никаких игр»

Что слышит ребенок: «Услуга за услугу».

Последствия: Такая тактика работает до определенного момента, но совсем скоро ребенок начнет торговаться с вами: хорошо закончу четверть, если купите новый компьютер, погуляю с собакой за 2 часа за приставкой и так далее. Такая модель семьи искажает истинную мотивацию, по которой человек должен делать те или иные вещи.

Как лучше сказать: Объяснять свою позицию и почему важно сделать то, о чем вы просите. Постарайтесь не покупать поведение своего ребенка: рано или поздно это выйдет из-под контроля.

12. «Замолчи!»

Что слышит ребенок: «Я тебя не люблю».

Последствия: Каждое грубое слово вернется в будущем, только тогда обидно будет уже вам. Родители искренне удивляются грубости и пренебрежению со стороны собственных детей, хотя не помнят, как забывали относиться к ним с уважением в детстве.

Как лучше сказать: Прежде чем приступить к диалогу с ребенком, разберитесь в себе: почему вас так раздражает типичное детское поведение? Возможно, проблема заключается в накопленных вами негативных переживаниях, и ребенок не должен становиться громоотводом.

А вы какие фразы запретили бы говорить родителям?

Иллюстратор Igor Polushin специально для AdMe.ru

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/12-fraz-kotorye-roditelyam-luchshe-zabyt-navsegda-2016315/

Как научить ребенка понимать значения слов

Понимание речи – это одна из основных ступеней развития ребёнка. В норме человек должен уметь сопоставлять звучание слова с тем, что оно обозначает. Например, если вам говорят «кровать», то вы прекрасно понимаете, что это не просто набор звуков, а конкретный предмет мебели. В воображении рисуется определённая картинка: ножки, матрас, спинка. Это происходит неосознанно. Но как научить ребёнка понимать слова?

В каком возрасте ребёнок начинает понимать речь?

Многих волнует вопрос: в каком возрасте малыш начинает понимать речь? Это необходимо знать, чтобы следить за его развитием. Ребёнок начинает понимать окружающих людей ещё до года. Однако не стоит ждать от него в этом возрасте многого. Ребёнок до полутора лет понимает речь своеобразно.

Он осознаёт не значение конкретных слов, а оценивает ситуацию. Например, кроха может показать маме глаза или нос по её просьбе. Но когда ребёнка просят другие люди – он ничего не делает, потому что не понимает. Это связано с тем, что к выполнению просьбы его побуждают не слова мамы, а выражение лица, действия и интонация.

Ребёнок реагирует на взаимосвязи, воспринимая ситуацию в целом.

Со временем малыш начинает понимать речь независимо от того, кто её и как произносит. Фразы начинают приобретать конкретный смысл. Пассивный словарь ребёнка существенно расширяется, когда малыш достигает 2 лет. Сначала он запоминает названия окружающих предметов, потом узнаёт, как зовут родных и друзей, знакомится с игрушками и частями тела. Ребёнок, которому 2 года, знает названия практически всех окружающих предметов.

Если ребенок от 2 лет не понимает слова (самые простые, например, кушать, вода и так далее), то это повод для беспокойства. Родители должны уделить особое внимание развитию малыша. Ребенок должен в 2 года понимать, что от него хотят. Задержки часто вызывают волнение. Что делать, если ребенок не понимает речь? В первую очередь необходимо показать его специалисту. Многие родители стараются избежать проблем. Поэтому всё больше людей интересуются, как научить ребенка словам.

Как научить ребёнка понимать речь?

Как научить ребёнка понимать слова? Это самый распространённый вопрос, который слышат педиатры и логопеды. Родители хотят знать, что нужно делать и в каком возрасте. Помните, что ребёнок всё запоминает. Не нужно постоянно «сюсюкать» с малышом. Вы уже знаете, в каком возрасте кроха начинает понимать речь. Поэтому начинайте с ним активно говорить с 4-6 месяцев, а лучше – с первых дней его жизни.

Не знаете, как научить ребёнка словам? Воспользуйтесь следующими правилами.

  1. Говорите и визуализируйте. Как маленький ребёнок поймёт, кто такой медведь, если он никогда его не видел? Если вы говорите малышу о животных, то покажите ему их.
  2. Используйте простые фразы. Возраст развивающегося ребёнка имеет большое значение. Если крохе всего пару лет, то лучше отказаться от использования сложносочиненных предложений.
  3. Поднимайте интересные темы. Какого маленького ребёнка может заинтересовать политика или устройство автомобиля? С детьми лучше обсуждать окружающие вещи, людей и игрушки. Старайтесь делать это чаще.
  4. Говорите чётко и медленно. Чем внятнее и спокойнее вы произнесёте слово, тем понятнее оно будет для ребёнка. Не торопитесь. Ребёнок понимает значение слов, которые проговаривают максимально понятно.
  5. Описывайте свои действия. Если вы убираете или готовите, то сопровождайте это рассказом. Описывайте, что вы делаете и зачем. Думаете, в каком возрасте нужно начать этим заниматься? Можно с первых месяцев. Сначала малыш ничего не поймёт, но словосочетания отложатся у него на подкорке.
  6. Сопровождайте «лепетные» слова полными формами. Лепет является важной частью развития. Это первое, что ребёнок начинает понимать и повторять. Однако общение не должно ограничиваться лепетом. Иначе как ребёнок поймёт, что его домашний питомец не только «ава», то и «собака».
  7. Рассказывайте сказки и читайте книги. Подойдут как иллюстрированные, так и обычные издания. Важно научить ребёнка воспринимать речь независимо от картинок и жестов.
  8. Развивайте ребёнка постепенно. Учите малыша сначала существительным. Потом вводите глаголы и прилагательные. Нужно постепенно научить маленького ребёнка восприятию предметов. Например, играя с машинкой, сначала скажите: «Смотри, машинка!», потом «Машинка катится!», а затем «Посмотри, красная машинка катится!». Так малыш начнёт понимать разные слова, ассоциируя их с конкретными предметами и действиями.

Ребёнок до 2 лет не понимает многих слов. Как его научить речи? Проводите занятия ежедневно. Тогда вы сможете научить ребёнка всему, что ему необходимо. Малыш будет нормально развиваться. Но что делать, если ребёнок не понимает речь, хотя вы занимаетесь с ним? Причины могут быть разные.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

В каком возрасте малыш начнёт понимать речь? Этим вопросом задаются все волнительные родители. Но не нужно паниковать раньше времени. Стоит отметить, что нормы развития отличаются гибкостью. Если ваш ребёнок не понимает значение слов, то помните, что допустимы колебания в пределах трёх месяцев. При этом мальчики могут отставать от девочек на 5 месяцев. Поэтому не переживайте, если ваш малыш понимает слов 7, а другие дети его возраста 12.

Большинство родителей думают, что за формирование понимания речи отвечает конкретная зона мозга. Однако ребёнок начинает понимать слова при нормальном функционировании обоих полушарий. У мальчиков хуже развивается речь из-за более тонкого пучка нервных волокон. Если у ребёнка отсутствуют неврологические, психические и мозговые заболевания, то небольшие отставания легко корректируются.

Главное вовремя обратиться к специалистам, если вы заметили, что ребёнок не понимает слов. Помните, что ситуацию нельзя пускать на самотёк. Если ребёнок не понимает значение слов в 2-3 года, то есть повод для волнения. Профессионал заметит задержку в психическом развитии (ЗПР) или умственную отсталость даже на ранней стадии.

Поэтому, если вы не знаете, что делать, если ребенок плохо понимает и говорит, то обращайтесь за помощью.

ЗПР и умственная отсталость: признаки существенной задержки речевого развития

Если ребёнок не понимает смысл слов после 2-2,5 лет, то можно говорить о наличии ЗПР (или задержки речевого развития – ЗРР). Серьёзная степень задержки характеризуется следующими признаками:

  • дети четырёхмесячного возраста начинают реагировать на мимику и жесты родителей. Ребёнок с ЗПР не делает этого;
  • в норме в восьмимесячном возрасте ребёнок начинает лепетать (ба-ба, та-та и пр.), а при ЗРР и умственной отсталости этого часто не происходит;
  • в год ребёнок воспринимает многие слова, издаёт разнообразные звуки и пытается говорить с родителями. Дети с ЗРР ведут себя очень тихо;
  • в полтора года ребёнок должен понимать своё имя и названия знакомых предметов, говорить «мама», «папа», «дай», а также выполнять простые просьбы «покажи», «ляг», «иди ко мне»;
  • у ребёнка присутствуют сложности с пережёвыванием пищи и сосанием, например, в полтора года малыш не может съесть даже нарезанную морковку;
  • при ЗРР двухлетний малыш пользуется только отдельными знакомыми словами и не запоминает новые фразы;
  • кроха знает значение до двадцати слов в 2,5 года, не разбирается в окружающих предметах и частях тела, не выполняет несложные просьбы, не составляет простые фразы («дай кушать», «хочу спать»);
  • речь трёхлетнего ребёнка настолько неразборчива, что его трудно понять даже маме с папой, малыш не составляет простые предложения (существительное + глагол + прилагательное), не может вникнуть в смысл рассказа в прошедшем или будущем времени;
  • малыш говорит, используя заученные фразы из книг и мультфильмов, не составляя свои предложения и не понимая значение всех слов, или зеркально повторяет за родителями. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к психиатру;
  • приоткрытый рот с повышенным слюноотделением, отсутствие способности делать простые задания и ЗРР могут свидетельствовать об умственной отсталости.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как помочь грудничку при насморке

Если ребёнок не понимает значение слов, то внимательно понаблюдайте за ним. Присутствие вышеперечисленных признаков требует срочного обращения к специалисту.

Причины возникновения ЗРР

Перед тем как решать, что делать, если ребёнок не может освоить речь, необходимо установить причину отставания. Она может быть связана:

  • перенесёнными детскими заболеваниями в тяжёлой форме;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • снижением слуха;
  • поражениями головного мозга;
  • наследственностью и пр.

Если вы не знаете, что делать, если ребёнок не понимает слова, то посетите невролога, психиатра, дефектолога, сурдопедагога и нейропсихолога.

При возникновении отклонений у малыша важно научить понимать его смысл слов. Для этого существуют различные программы коррекции. Например, вы можете проконсультироваться со специалистами центра «НЕАПЛ». Они назначат малышу занятия. Регулярно посещая их, любой ребенок начитает воспринимать слова и освоит речь.

Источник: https://neapl.ru/blog/rechevye-narusheniya/ne-ponimaet-slova/

Ребенок не понимает слово нельзя

› Раннее развитие

Воспитание ребенка-задача не простая. Оно не всегда дается легко, воспитательные меры требуют взаимных уступок как со стороны ребенка, так и со стороны родителей. Каждому малышу необходимо усвоить приемлемые формы общения и нормы поведения, а родители должны провести свою линию в процессе воспитания, которая объединяет в себе любовь, терпимость, дисциплину и справедливость.

Когда начинать говорить нельзя

После своего первого дня рождения ребенок уже вполне готов к тому, чтобы в основных чертах знать и соблюдать нормы поведения в обществе. Эти правила дают ему независимость, но требуют уважительного отношения к окружающим.

Если раньше устанавливать границы было бессмысленно, так как ребенок просто не понимал слово «нельзя», то после года эта прямая обязанность родителей. Дети в этом возрасте подвергают испытанию взаимопонимание близких. Делается это без злого умысла, а лишь для того, чтобы точно определить границы допускаемого поведения. Они словно стараются определить, как далеко могут зайти.

В своей статье «Когда нужно говорить ребенку слово «нельзя» доктор Комаровский обращает внимание, что его следует использовать умеренно и если вы что-либо запретили, не изменяйте своего решения.

Е. Комаровский : «Нельзя-это всегда нельзя, но нельзя-явление редкое!»

Для чего нужны запреты

Дети быстро привыкают к тому, что с помощью плача или крика можно получить все что угодно. Даже если желания оправданны, то способ, которым они выражаются, должен быть адекватен. Малышу необходимо объяснить, что даже не пользуясь плачем, можно получить желаемое, но при условии, что оно ему действительно принадлежит.

Сцены с криком и плачем являются манипуляцией, ее цель заключается выпросить что-то у родителей или сделать то, что хочется. Чтобы такое поведение не закрепилось, потакать ему нельзя.

Многие родители задаются вопросом: как научить ребенка понимать слово «нельзя» и выполнять их требования? В моменты истерик родители должны оставаться непреклонными и разъяснять, почему запрещено так себя вести, как правильно просить о чем-то. Как только он поступит так, удовлетворите его желание или похвалите за послушание.

Почему дети не любят слово нельзя

Как только малыш начинает понимать смысл слова «нельзя», оно начинает вызывать негативные эмоции. Они понимают, что это некий запрет, мешающий им исследовать мир.

Чтобы не напугать, и в то же время обозначить границы дозволенного, необходимо говорить твердым, уверенным тоном. Крик, раздражительность приведет к потере инициативности, малыш замкнется в себе, что может вызвать задержку в развитии, проблемы в общении со сверстниками.

Как правильно говорить нельзя ребенку

Прежде чем научить ребенка понимать слово нельзя, необходимо самим правильно его донести, не искажая смысл. Для того, чтобы он понял значение слова быстрее, нужно соблюдать несколько правил:

  • Тщательно подбирайте интонацию. Произносите его с ударением и подчеркнуто твердым голосом, с соответствующей жестикуляцией.
  • Запреты должны соответствовать возрасту. Когда малыш уже спокойно забирается на стул, хорошо держит равновесие, не запрещайте ему самостоятельно достать игрушку, ведь он уже повзрослел.
  • Ограничивая его действия, объясните почему так нельзя поступать, в чем заключается опасность. Формулируйте правильно требования, используя знакомые для ребенка слова.
  • Не разговаривайте во время истерики. Как только он перестанет кричать, спокойно объясните, что вы не обращали внимания на него из-за плохого поведения.
  • Ребенку важно пройти этап физических ограничений. Это не имеет ничего общего с физическим наказанием. Вы должны сдерживать малыша, если он дерется или разбрасывает предметы. Снимать его со стула, если он пытается туда забраться.
  • Поощрайте послушание. Чтобы следовать требованиям, детям приходится приложить немало усилий, которые не должны остаться без внимания, похвалы.
  • Не ставьте ультиматумы, этим вы вряд ли достигнете цели и только усилите упрямство.

В конце концов ребенок поймет значение этого слова и научится сам его употреблять.

8 советов психолога для установления запретов

Как научить ребенка слову «нельзя» и в то же время не ограничить его активность, познавательную деятельность? Ведь спокойно сидящий, ничем не интересующийся младенец не может правильно развиваться, формироваться, как личность. Определить оптимальный баланс между запретами и свободой действий помогут следующие советы:

  1. Под словом «нельзя» подразумеваются только строгие запреты. У малыша от года до трех лет все ограничения обычно связаны с вопросами безопасности. Это естественно, если родители запрещают трогать розетки, забираться одному по лестнице. Не говорите «нет», когда малышу хочется поиграть в мокром песке, как и другие дети или поднять с земли палочку. Ведь изучая мир, он развивается, а постирать одежду или помыть ручки, не так уж сложно.
  2. Обсуждайте запреты. Когда малыш начинает капризничать, поинтересуйтесь, что он хочет и с какой целью. В спокойной беседе объясните, почему этого делать сейчас нельзя, предложите интересную альтернативу.
  3. Не меняйте своего решения. Если вы что-то запретили, а потом, когда ребенок начинает впадать в истерику, отменяете запрет, он быстро смекнет, что таким поведением можно добиться желаемого и будет его использовать снова.
  4. Не стоит учить ребенка, ориентироваться на мнение посторонних людей. Например, во время капризов не говорите: «Не плачь, а то тетя увидит и подумает, что ты плохой мальчик» Такие, казалось бы, безобидные фразы порождают комплексы у детей, заставляют их быть зависимыми от мнения окружающих.
  5. Готовьтесь к негативной реакции. Родители должны быть готовы, что в ответ на запреты, они услышат крики и плач. Если ребенок маленький до 1,5 лет не оставляйте его наедине со своей обидой, постарайтесь чем-нибудь заинтересовать, отвлечь.
  6. Объясняйте запреты в форме игры. Малыш быстрее поймет слово «нельзя», если вы объясните его в форме игры. Например, покажите, что может случиться, если кукла не слушалась маму и ходила без шапки в холодную погоду. Она заболела, не могла играть и провела целый день в кровати.
  7. Не опускайтесь до оскорблений. Как бы не повел себя ребенок, нельзя его унижать, обзывать это снижает самооценку. Если он постоянно слышит оскорбления в свой адрес, воспримет это как норму и будет так же вести себя с окружающими.
  8. С маленькими детьми лучше использовать короткие слова «нет», «стоп». Они лучше воспринимаются младенцами и запоминаются. Не говорите «ты должен убрать свои игрушки», скажите иначе: «если ты уберешь за собой, ты мне очень поможешь, в комнате сразу станет чисто».

Лучше вы чем кто-то другой

Обычно до года грудничку многое позволяется. Когда он становится более активным, начинает ходить и подвергаться опасностям, все меняется и наступает период запретов.

Первое ограничение вызывает бурю негативных эмоций, непонимание. Поэтому важно, чтобы со словом «нельзя» малыш познакомился именно в семье.

Проявляйте умеренность и гибкость

Запретов не должно быть много. Сильные ущемления нарушают правильное формирование личности.

Запрещать необходимо только то, что угрожает безопасности и здоровью ребенка. Некоторые ограничения, иногда можно сделать гибкими: разрешите малышу нарушить режим в праздник и лечь спать позже обычного или съесть больше сладостей. Обязательно объясните, почему вы изменили свое решение.

Некоторых запретов можно избежать

Контролируя каждый шаг малыша, постоянное одергивание мешают развитию характера, индивидуальности. Маленьким детям постоянно хочется исследовать мир, познавать что-то новое. Не ограничивайте ребенка в деятельности, которая помогает ему развиваться физически и умственно: прыгать, бегать, рисовать, лепить.

Воспитывайте ребенка всей семьей

В семье необходимо выработать систему запретов, которую будет выполнять каждый член семьи. Нельзя допускать ситуации, в которой один родитель все запрещает, а другой все разрешает. Неоднозначное поведение близких вводит его в заблуждение, теряется авторитет одного из родителей, а к другому проявляется манипуляция. Воспитание выходит из-под контроля.

Переключите внимание

Для маленьких детей оптимальный способ избежать капризов после запрета, переключить внимание на другую деятельность или предмет. Когда малыш пытается отобрать игрушку, предложите ему другую, заинтересуйте. Если он требует конфету, а у него аллергия, дайте ему печенье или разрешенный фрукт. Нельзя рисовать на стене, лучше раскрасить рисунок в раскраске. Вот увидите, с детьми можно и нужно договариваться.

Будьте примером

Наилучшего результата в воспитании будет проще достигнуть, демонстрируя собственное правильное поведение. Это куда более действенный способ, нежели какого-либо рода внушения и наказание.

Если вы требуете от ребенка не ходить в уличной обуви по комнате, не нарушайте это правило сами. Дети в этом возрасте склонны к подражанию, они считают, что все сделанное мамой-это хорошо и правильно. Объяснить почему это можно вам и нельзя ему, будет достаточно сложно.

Заключение

черта маленьких детей-это решать все самостоятельно и противостоять давлению со стороны других. Чтобы не доводить ребенка запретами до нервного напряжения необходимо соблюдать несколько простых правил, описанных в статье. Привить нормы общего поведения и не нарушить эмоциональное равновесие не составит труда.

Ребенок не понимает слово нельзя Ссылка на основную публикацию

Источник: https://rebenokgovorit.ru/rannee-razvitie/rebenok-ne-ponimaet-slovo-nelzya

Объясняем годовалому малышу слово

Годовалый ребенок не понимает слово «нельзя» так, как думает большинство родителей.  «Нет» — это абстрактное понятие, прямо противоположное детской потребности в изучении мира, развитию автономии и инициативы.

Ребенок в год осознает, что если ослушаться, последует гневная реакция. Однако ему еще нельзя объяснить, почему взрослые так думают. Зачем тогда малышу улыбаться и продолжать делать то, что «нельзя»?

В годовалом возрасте у детей появляется свобода выбора. Зачастую инстинкт познания побеждает у них чувство вины. В год нормально развивающийся малыш начинает ходить, говорить и превращается в активного исследователя окружающего мира. 

Правило № 1: Дисциплина означает обучение, а не наказание

Когда познавательная деятельность ограничивается словом «нельзя», в детском подсознании возникает дилемма: «Повиноваться непонятному запрету или следовать биологическому стремлению к самостоятельности и инициативе?»

Стадия исследования в развитии годовалых детей не означает полной вседозволенности. Табу необходимы в целях безопасности. Запретительные меры нужно объяснить добрым и твердым голосом, а не истошным криком. Произнося «нельзя», не следует злиться. Запрещайте как можно более позитивным, спокойным тоном. Нотки раздражения в голосе авторитетного родителя создает эмоциональный дискомфорт, мешающий маленьким детям уразуметь суть запрета.

У годовалого ребенка начинает активно формироваться личность. Он имеет право делать ошибки и учиться на собственном опыте. Если родители запрещают строгим и наказующим тоном, создается нездоровая ситуация. В старшем возрасте исправить ее последствия будет непросто. Грамотный психолог объяснит, что самые стойкие комплексы закладываются в раннем детстве.

Чтобы помочь малышу развить самостоятельность вместо сомнений и стыда, попробуйте некоторые из следующих методов. Они правильно объяснят ребенку слово «нельзя». 

Правило № 2: Используйте «нельзя» только в исключительных случаях

При частом повторении любое слово теряет истинный смысл. Если оно будет звучать в каждом запрете, ребенок привыкнет и перестанет на него реагировать. Он может даже ассоциировать конкретный предмет с запретительным словом. Например, каждый раз, когда годовалая дочка добиралась до розетки, мама говорила «Нельзя». Через некоторое время девочка подошла к розетке и заявила: «Хочу «нельзя».

Подбирайте синонимы. Например, если ребенок хочет дернуть кошку за хвост, скажите «Котику больно». Возможные варианты:

  • «это не для Кати»,
  • «стоп»,
  • «остановись»,
  • «опасно»,
  • «это чужое»,
  • «так не делают».

Обилие табу подавляет самодисциплину, которая возникает в доброжелательной атмосфере приятия. Если годовалый малыш часто слышит слово «нельзя», он не сможет правильно объяснить его значение и будет пропускать мимо ушей. Обычно тотальными запрещениями грешат неквалифицированные няни и мнительные бабушки. 

Правило №3: Сопровождайте запрет понятным действием

Психологи не рекомендуют подкреплять запретные слова наказанием. Шлепки и прочие меры острастки вызовут замешательство и страх. Ваша задача – объяснить словами, а не физическим давлением. 

Цель действий состоит в том, чтобы убрать кроху из зоны опасности. Отстраните малыша плавно, без рывков и других болезненных движений. Вы можете схватить и удержать его руку, отодвинуть ребенка от предмета, который ему любопытен, отвлечь чем-то интересным. Объясните причину запрета кратко, без излишних философствований. Например, «нельзя трогать огонь, будет «бо-бо». 

Еще несколько полезных рекомендаций, как объяснить ребенку слово «нельзя». 

  • Проверьте реакцию малыша в безопасной обстановке. Это поможет убедиться в правильности ваших объяснений. Будьте готовы, что годовалый ребенок не сразу усвоит урок. Это зависит от его умственной зрелости и темперамента. Некоторые непослушные непоседы будут упрямо бросать вызов родительским запретам.
  • Ребенок не должен чувствовать, что взрослые обращают на него максимум внимания, только когда он приближается к чему-то запретному. Уделяйте достаточно времени, чтобы объяснить ему не только плохие, но и хорошие вещи. Иначе он будет намеренно привлекать ваше внимание, делая то, что нельзя.
  • В годовалом возрасте дети могут делать такие вещи, как выдергивание волос у мамы и тому подобное. Таким образом он просто демонстрирует свою привязанность. В подобной ситуации скажите: «Маме больно» спокойным тоном и остановите его чем-то позитивным, например, поцелуем в руку.
  • Хорошо работает у маленьких детишек метод усиления интонации. Если ребенок не реагирует на слово «нельзя», сказанное тихим голосом, повторите его несколько раз более низким и требовательным тоном.
  • В таком возрасте лучше отвлекать детей, чем использовать метод «тайм-аута». Тайм-аут — это когда вы помещаете ребенка в удаленное место на несколько минут, например, сажаете в манеж. Этот способ обычно не работает, потому что дети этого возраста понятия не имеют, чего вы пытаетесь достичь, и просто не помнят, что сделали неправильно.
  • Используйте концепцию «безопасный дом». Уберите из зоны досягаемости ребенка вещи, которые он не должен трогать. В таком случае количество «нельзя» сократится, а его эффективность увеличится.
  • Когда необходимо отвлечь ребенка или изменить ситуацию, обязательно предложите альтернативу. Например, уберите ваш дорогостоящий смартфон и займите его внимание развивающей игрушкой. Играть с умным зайкой так весело!

Сначала ребенок, делая то, что запрещено, видит родительскую реакцию, но поступает наперекор. Постепенно он учится говорить себе «нельзя». Наконец, когда урок полностью усвоен, он спрашивает: «Можно?». Таким образом, сначала он усваивает концепцию «нельзя», а затем «можно».

Подтверждением этому служит тот факт, что годовалые дети склонны к отрицанию. На любой вопрос они с большой долей вероятности ответят «нет». Слово «да» появляется в детском лексиконе гораздо позднее. Не принимайте детское «нельзя» на свой счет.

Оно не свидетельствует о непризнании авторитета, а является проявлением самостоятельности и желанием подражать взрослым.

Правило №4: «Терпение и труд все перетрут»

Не следует думать, что годовалый малыш уяснит запрет сразу. Его полное осмысление пока еще превосходит возможности детского ума. Активное сопротивление вызвано не своенравием, а непониманием. Задача воспитания — через регулярное повторение похожих ситуаций постараться доходчиво объяснить ребенку последствия нарушения запрета.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сухой бассейн с какого возраста

Годовалые детишки отлично осознают язык жестов, мимики и эмоций. В таком возрасте мамино испуганное лицо работает гораздо эффективнее, чем объяснения, что внутри розетки сидит кусачий зверь – электричество.

Когда непослушание не представляет опасности для жизни малыша, дайте ему возможность поступить по-своему. Он увидит результат, и потребность в повторении постепенно отпадет. Многие годовалые дети любят ронять игрушки или проливать воду. Позвольте им эти милые шалости: из каждого подобного опыта малыши извлекают ценную информацию, которую трудно объяснить словами.

Ограничения и правила должны быть согласованы внутри семьи. Когда мама говорит «нельзя», папа или бабушка не должны говорить «можно». Такую раздвоенность трудно осмыслить даже взрослому, а для годовалого малыша – это посложнее, чем бином Ньютона.

Правило №5: Когда нельзя говорить «нельзя»

Родительские запреты не должны противоречить важнейшим потребностям малыша, необходимым для физического и психоэмоционального развития.  Слова «нельзя бегать (прыгать, кричать, лезть)» лучше убрать из лексикона. Хорошо демонстрирует такой подход следующий пример. Одна мама пытается объяснить ребенку, почему нельзя рисовать на стенах. Вторая – в месте, где любит рисовать маленький художник, вешает кусок старых обоев, чтобы развивать его творческие способности. Какая позиция вам ближе?

Конечно, можно добиться, чтобы ребенок не разрисовывал стены, не пачкал мебель красками и клеем. В результате имеется порядок в доме и скучающий ребенок, который не знает чем заняться. У таких обремененных запретами деток нередки невротические реакции: так организм компенсирует нереализованные потребности в саморазвитии.

Психологи выделяют две крайности. Одни родители копируют шаблоны собственного воспитания: не разрешают делать детям то, что им самим запрещали в детстве. Другие идут от противного. Выросшие в строгости родители пытаются освободить дитя от любых ограничений, давая ему настоящую вольницу. И тот, и другой путь неверен. Постарайтесь следовать мудрой золотой середине, оставив запреты для жизненно необходимого круга вещей.

Взрослые должны осознавать, как обилие запретов отражается на детской психике. Особенно если сами делают то, что запрещают. Годовалый малыш не может объяснить себе истинную причину ограничений. Его мысли могут приобрести два нежелательных направления:

  1. Родители плохие. Мне не разрешают, а сами делают.
  2. Раз им можно, а мне нет, значит, я плохой.

В первом случае у ребенка возникает обида или агрессивное поведение, которое он направляет вовне: на сверстников, животных, игрушки. Это провоцирует его на непроизвольные капризы, истерики. Во втором варианте ребенок винит себя. У него формируется низкая самооценка, он привыкает находиться в роли неудачника.

Чтобы избежать этих неприятных последствий, важно не просто грамотно объяснить малышу, что такое «нельзя», но и правильно формулировать запреты. Оставьте «нельзя» для критических, опасных случаев, для всего остального вам в помощь «великий и могучий русский язык».

Похожие посты

Оставить

Источник: https://mamsy.ru/blog/ob-yasnyaem-godovalomu-malyshu-slovo-nelzya/

Ребенок не понимает слово нельзя, как с этим справиться

:

    В каком возрасте ребенок начинает понимать запреты

    Мама сказала: «Нельзя!»

    Счастливая мама — послушный ребенок

    Как правильно вводить запрет

«Будь послушным!» — самое частое пожелание ребенку при поздравлении. Родители всегда хотят лучшего для своих детей. Вырастить их воспитанными и вежливыми, чтобы слушались и выполняли все с первого раза.

Ближе к годику малыш начинает активно познавать окружающий мир. Самостоятельно обеспечить себе безопасность он не может, поэтому родители прибегают к первым запретам: «нет» и «нельзя». В этой статье вы узнаете, как правильно приучать малыша к этим словам.

Как можно себе помочь, если ребенок не понимает слово нельзя.

В каком возрасте ребенок начинает понимать запрет

До полутора лет малыш не способен в полной мере осознавать ваши запреты. Но без ограничений не обойтись. Мама должна быть всегда бдительной, чтобы он не взял что-то в рот или не уронил на себя. Если ребенок проявляет упорство, мама может погрозить ему пальцем или более строго повторить. В этом возрасте вряд ли это будет иметь силу. Дети чувствуют, что мама сердится, но не воспринимают причину ее беспокойства.

Совет: в возрасте до полутора лет лучше всего переключать внимание ребенка с опасного действия. Малыш легко отвлекается, а у вас появляется возможность убрать предмет или увести его.

  Лучше заранее позаботиться о том, чтобы в квартире было безопасно:

  •     использовать заглушки на розетки;
  •     убрать повыше предметы, которые можно уронить на себя;
  •     поставить блокираторы на мебель;
  •     накладки на углы во многом снимут угрозу;
  •     установить блокираторы рам.

Мама сказала: «Нельзя!»

Я часто наблюдаю картину: мама с малышом гуляют. Ребенок норовит все потрогать ручками, побегать, поиграть чужими игрушками, взять что-то, погладить пробегающую собачку. Его мама в напряжении, боится за него: «Не бегай по лужам, промочишь ножки! Не бери, это не наше! Это грязь, нельзя трогать! Нет, не подходи, собачка больно кусает! Нельзя это кушать!» Проходя мимо, иногда сама вздрагиваю от неожиданных и строгих: «Нет!» и «Нельзя!»  

Родители беспокоятся о детях, готовы защитить их от любой угрозы. Вот только чаще всего ответной реакцией на запреты бывает громкий плач малыша, либо от испуга, либо от несогласия с запретом. Воспитание — дело нелегкое, но вполне приятное, когда знаешь, как поступать верно.  

Эффективные и правильные знания по воспитанию детей можно получить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.  

Важно: Использование избыточных и частых запретов вводит детей в состояние стресса. Реагировать на этот фактор они могут непослушанием и агрессивным поведением.

В этом возрасте легко обесценить запрет «нельзя», часто его используя. В дальнейшем ребенок может не реагировать на замечания родителей или учителей по поводу неправильного поведения. Как избежать ошибок воспитания и вырастить послушного ребенка, читайте в статье. 

Счастливая мама — послушный ребенок

Посмотрим с другой стороны на эту ситуацию. Жизнь очень стремительна, не дает возможности отдышаться. Даже находясь в декрете, постоянно приходится решать массу вопросов. Иногда даже совмещать работу и ребенка. Постоянное раздражение и стресс, сил и терпения не хватает подолгу разбираться с непослушанием. Пытаешься достичь быстрого результата: «Нет, я сказала!» Но вместо тишины и покоя получаешь истерику.  

Ребенок, как некий барометр, чувствует состояние матери. Когда мама раздражена, малыш также неспокоен, так как до шести лет они связаны психологической пуповиной. Поэтому мамы, прошедшие тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана отмечают результаты у своих детей.  

«Кажется, что надо воздействовать на ребенка. А на самом деле нужно начать с себя, и, возможно, этим и закончить», — выдержка из следующего видео-отзыва: 

Как правильно вводить запрет  

Зачастую родители задаются вопросом: ребенок не понимает слово нельзя — что делать? Использовать слова «нет» и «нельзя» надо правильно, анализируя суть запрета. Используя слово «нельзя», лучше руководствоваться следующими принципами:

  1. Избегать сильных интонаций и эмоций. Эти слова очень стрессовые сами по себе. Добавляя строгость и поднимая голос, вы сильнее напугаете малыша. Говоря с ним спокойно, вы быстрее добьетесь послушания.
  2. Тут же объясните, почему вы ему это запрещаете. Например, если малыш норовит схватить кружку с горячим чаем, разъяснить, почему кипяток опасен, подержать ручку над паром, чтобы малыш почувствовал тепло. Предложить поиграть с другой пустой кружкой.  
  3. Обязательно дать альтернативу. Нельзя играть в мяч рядом с дорогой, зато вдоволь наиграешься, когда придем в парк.  
  4. Если есть возможность заменить слова «нет» и «нельзя» в вашем разговоре, то сделайте это. Чем реже вы их используете, тем весомей будет значение запрета для вашего ребенка.  

Подробнее об этом говорится в следующем видео:

Совет: оба родителя должны быть солидарны в воспитании. Чтобы решение одного не отменялось другим.  

Более 1300 людей получили свои результаты по воспитанию детей, получив знания о том, как вырастить из детей умных и талантливых людей и как стать счастливыми родителями самим. Приходите на бесплатные онлайн-лекции, регистрация здесь

Источник: http://neobhodimo.com/un/1239-rebenok-ne-ponimaet-slovo-nelzya-kak-s-etim-spravitsya

Ребенок не говорит!

Как быть, если ребенок в год не говорит? Когда дети начинают говорить? В каком возрасте ребенок должен сказать “мама”, “папа” и другие первые слова? Из-за чего ребенок плохо говорит? Почему ребенок молчит? Как заставить ребенка говорить? В какие игры играть, чтобы вызвать речь?

В этой статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Развитие речи с 0 до 1 года

До 2 месяцев:  короткие отдельные гласные «ы», «иы» и отрывистые гортанные звуки «к», «х», «н», «кх», «хм», «мм», «кхы» – т.е. «гукать». «Гыканье» — это первые попытки общения новорожденного с близкими ему людьми.

В 2-3 месяца: прерывистые «гуканья» переходят в долгие певуче — протяжные «гуления»: «а-а-а», «о-о-о», «э-э-э», «ы-ы-ы», «а-ы», «ау», «а-гу», «гы-ы», «бу-у», «бум», «ма», «ам» и др.

В 3-4 месяца: гуление становится более продолжительным и разнообразным: ребенок стрекочет, булькает, щебечет, рычит, бормочет. В его арсенале появляются новые речевые звуки: «б», «п» и даже что-то похожее на «р», а так же сложные звуковые сочетания типа «тиль», «тилья». В этот период для детей очень важно общение с взрослыми посредством гуления.

В 5 месяцев: гуление ребенка становится более эмоциональным, интонационным и ритмичным. В этот же период или ближе к 6ти месяцам возможно появление первых лепетных слогов, состоящих из сочетания гласных и согласных звуков. Лепет – это ритмичные многократные повторения слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да», «тя-тя-тя». Также в речи ребёнка появляются короткие эмоционально — насыщенные вскрики – «эа, а, уу, о», с помощью которых малыш выражает радость, удивление, недовольство и пр.

После 6ти месяцев: ребенок начинает понимать речь взрослого (идет накопление пассивного словаря), он связывает известные ему звукосочетания с определенными действиями и предметами: «тик-так» (смотрит на часы), «иди ко мне» (протягивает ручки навстречу маме).

В 7 месяцев: по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли.

В 8 месяцев: по слову взрослого может показать несколько предметов и выполнить простые действия (без показа взрослого): «ладушки» (хлопает ручками), «до свидания» (машет ручкой).

В 9 месяцев: понимает названия нескольких предметов и может найти их в разных местах, дает игрушку по просьбе взрослого, знает свое имя, понимает простые просьбы и слова, относящиеся к режимным моментам, а так же запретные: «нельзя!», «нет!» и поощрительные слова: «да!», «хорошо!», «молодец!». Таким образом, речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

С 10 месяцев: малыш начинает овладевать первыми лепетными и облегченными словами: «мама», «баба», «ляля», «бах», «бобо» (больно). В этот период нужно продолжать много говорить с ребенком, разглядывать вместе с ним картинки и книжки и комментировать их простыми словами. Побуждайте детей имитировать голоса животных: «как ежик сопит», «как кошка мяукает» и т.д.

К концу первого года жизни ребенок уже понимает значение более двадцати слов, обозначающих действия, звукоподражания (кач-кач, дзинь- дзинь, мяу-мяу), названия игрушек, мебели, одежды, частей тела, имена. Малыш уже может произнести самостоятельно пять-десять слов («мама», «папа», «баба», «кис» (кошка), «па» (упал), «ням-ням» (кушать)» и т. п.), а остальную речь заменяет невнятный лепет, мимика и жесты.

В год каждое слово имеет много значений. Например, киса — это не только кошка или игрушка, но и воротник на маминой шубе, вата, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально.

Показатель речевого развития, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Но в последнее время все больше и больше детей начинают говорить позже или же вообще не говорят.

Почему ребенок не говорит?

Причина первая. Индивидуальное речевое развитие малышей.

Многие дети, которые поздно заговорили, со временем перегоняют сверстников по речевому развитию. Огромную роль играет та среда, в которой воспитывается ребенок. Именно от того, как взрослые организуют пространство вокруг малыша будет зависеть успешность его речевого развития.

Причина вторая. Отсутствие общения с ребенком.

Многие родители настолько сконцентрировались на каких-то бытовых аспектах жизни ребенка (смена подгузников, кормление, уборка), что забыли про речевые игры, которые столетиями проводили с малышами бабушки и мамы. Очень с ребенком не разговаривают, потому что считают, что разговаривать-то не о чем.

И выжидают того момента, когда ребенок заговорит. Во многом утеря речевой связи между ребенком и семьей связана с тем, что потешки, загадки, песенки, шутки-прибаутки стали считаться “немодными” пережитками прошлого.

Но ведь именно народные речевые игры построены таким образом, что просто вынуждают ребенка заговорить.

Третья причина. Непонимание проблемы со стороны родителей.

На что нужно обратить внимание, если ваш ребенок — молчун:

1. Понимание обращенной речи, выполняет ли ребенок инструкции и просьбы.

2. С интересом ли он слушает Вас?

3. Знает ли названия уже знакомых предметов (спросите: где стол, где машина, где ляля, где часики, и посмотрите, что будет делать ваш малыш)?

4. Узнает ли ребенок взрослых: бабушка, дедушка, Ваня?

Если ребенок все прекрасно выполняет, значит у него пассивный словарный запас превышает активный, и, скорее всего ребенок может “вдруг” заговорить. Но насколько рано или поздно это случится, будет зависеть исключительно от взрослых и тех условий, которые они создадут.

Причина четвертая. Постоянный повтор и принуждение говорить: “скажи мама, скажи кошка” и т.д.

Минус этого метода довольно очевиден — хотя ребенок (возможно) и повторить это слово, но вряд ли будет использовать его в жизни. Для ребенка слово всегда связано с предметом (ляля, тик-так, мяу-мяу) или действием (бух, дай, на, иди, куку). В простое повторение звуков этой связи не дает. И здесь снова вернемся к народным речевым пестушкам и песенкам — они-то и настроены на связь слов с действием и потому легки для детского восприятия.

Причина пятая. Противоречивые методики и мнения специалистов на развитие речи детей.

Набирают популярность статьи о том, что появление речи связано исключительно с развитием мозга, а, значит, заниматься речевыми играми с ребенком бесполезно.

Если Вы дочитали до этой причины мою статью, то точно не согласитесь с данными статьями. Но, если еще есть сомнения, приведу два аргумента в защиты речевых игр:

1. Из века в век народы мира занимали своих малышей речевыми попевками, приговорками, прибаутками, песенками, играми. Взрослые находили те способы, которые развивали ребенка, подстраиваясь под его потребности. И заметьте тогда таких проблем с речью просто не было.

2. Все специалисты категорически не согласны с отрицанием роли взрослого в живом общении с ребенком. Это утверждение опровергнуто множеством научных экспериментов. Речь тесно связана с функционированием головного мозга, но развивается она только в общении.

Развитие речи — каждодневный процесс, не имеющий быстрого результата. Результат всегда отсрочен по времени (иногда даже не на недели, а на месяцы). Порой результат приходит тогда, когда его совсем не ждешь. Важно воспитать счастливого ребенка, полноценно и разносторонне развитого по природе, возрасту, а не с опережением возраста. Дайте вашему ребенку прожить детство.

Но не нужно отказываться от современных развивающих методик и игрушек. Все хорошо в меру — это самое важное при выборе игр. Игрушки не должны заменять общение со взрослыми. Игрушки лишь дополняют и обогащают общение ребенка с родителями и близкими людьми.

Развивающая речевая среда дома

  • Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов.
  • Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Но именно рассказывать, а не читать по книжке. Не забудьте дополнить рассказывание эмоциями и жестикуляцией.
  • Рассматривайте с ребенком картинки, обсуждайте все, что изображено, задавайте вопросы.
  • Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант.
  • Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок.

Источник: https://ltglobaledu.ru/rebenok-ne-govorit/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МаМалыш
Как справиться с депрессией во время беременности

Закрыть